Интересное

Стоит ли экспериментировать с плавниками?

Форма.
Плавник – это ничто иное, как крыло. Самое обычное, такое же, как, например у военного самолета. Именно поэтому характеристики плавника также соответствуют крылу.
1. Срез. Когда плавник более прямой, у него большая подъемная сила, то есть – раннее глиссирование. Однако его будет не так легко контролировать на больших скоростях.
2. Длина. Более длинный плавник даст больше подъемной силы и поможет выйти на более раннее глиссирование, но уменьшит скорость, из-за сопротивления. Длинный плавник также будет мешать делать бич старт. Длина плавника связана с шириной доски, также как с парусом или вашей техникой. По этой причине все плавники “в общем то подходят” к тем доскам, с которыми поставляются. Но если уровень вашей каталки уже очень высокий, вы можете начать эксперименты с плавниками для увеличения вашего потенциала. Однако, вопреки мнению “коллекционеров плавников”, размер плавника – достаточно маленькая часть, влияющая на ваше катание на виндсерфинге. Не стоит ставить данный показатель слишком высоко. По крайней мере, до того момента, пока ваш уровень не дошёл до идеального карвинг джайба.
Ниже приведена таблица, как относится длина плавника к размеру паруса при стиле катания фрирайд.
К половине размера паруса прибавляем 4. К примеру, половина паруса 8ки – 4+4=44см плавник. (не очень математически, но в целом понятно). Аналогично парус 7 метров – 35+4=39см плавник и так далее. Эти расчеты в виндсерфинге не изменялись на протяжении уже пары десятков лет!
На рынке снаряжения очень распространено несовпадение размеров доски и плавника, предназначенных для среднего уровня катания( доска 150 литров для катания на парусах 6-7 метров). Часто встречающийся случай при приобретении первой доски без шверта. Как правило, с досками более 140 литров идут плавники больше 46 см для катания на парусах около 8 метров, но если ваш вес, к примеру, 70 кг и вы глиссируете с парусом 5,7, то плавник оказывается длинноват. Поэтому, если вы приобретаете подобную доску, покупка еще одного плавника 35 см будет не лишней. При этом основываться нужно на ширине доски и размере паруса – чем шире доска, тем длиннее плавник.

3. Хорда

Расстояние от передней кромки профиля до задней называется хордой крыла. Длинная хорда способствует раннему глиссированию и улучшает контроль, но при этом из-за большего сопротивления скорость снижается. Но не стоит забывать, что на скорость влияет очень много факторов и из-за немного большей ширины плавника вы вряд ли ощутите потерю скорости, если, конечно, вы не профессиональный гонщик. В противном случае плавников понадобиться целый шкаф, чтобы подобрать тот, который даст дополнительный контроль и скорость для победы на гонках.
Скорость у виндсерфера среднего уровня зачастую ограничена ввиду некоторых факторов. Наименьший из них – размер плавника, средний – настройка оборудования, наибольший – техника. Так что среднестатистический виндсерфер обычно не доходит до уровня, когда размеры плавника очень важны. В гидродинамике ширина плавника очень сильно связана с хордой, так что можно сказать, что чем уже плавник, тем меньше сопротивление и меньше подъемная сила. Но эти миллиметры очень сложно почувствовать.

4. Форма

Три самые распространенные формы плавника – прямой слаломный, фрирайд-фривейв, вейв. Более прямой плавник хорош для катания по прямой дистанции (рейсинг), более изогнутый – для маневров (вейв). У фрирайдовых плавников присутствует сочетание характеристик рейсовых плавников для поддержания скорости и вейвовых, для маневренности движения. Поэтому плавники для фрирайда на конце изогнуты. Но не стоит забывать – чем плавник изогнутее, тем хорда длиннее и сопротивление больше.

5. Конструкция
Самые прочные плавники вырезают из куска спрессованного стекловолокна(материал G10). Это долговечный, крепкий плавник, состоящий из композиционного материала, изготавливающийся в форме. Если в состав добавлен материал типо карбона, плавник будет легче и жестче, но не вынесет сильного удара.

Разрушая легенды
Фордак. Есть убеждение, что плавник, изогнутый на конце, позволяет лучше контролировать доску при заходе на фордак. Однако, в сравнении с настройкой оборудования, расположением шарнира или шкотиков, этот факт не имеет вообще никакого значения. Уже не говоря о технике. Поэтому не тратьте деньги на плавники, пока не устраните остальные недостатки! В теории, плавник, более изогнутый на конце, упростит фордак, но вряд ли вы это заметите.
Спин аут – это когда доску несет боком и у вас ощущение, что плавник оторвался. Происходит это из-за потери сцепления с водой, которому способствуют пузырьки воздуха, собравшиеся вокруг плавника. В основном это случается на чопе или при приземлении после прыжка, как раз тогда, когда вокруг плавника много воздуха. Но также спинауты случаются при заходе на фордак, что является хорошим примером для объяснения того, почему же все таки они происходят. Несмотря на всеобщее мнение, спинаут не на столько зависит от плавника, если конечно вы пользуетесь плавником, не выходящим за рамки рекомендуемо длины. Он скорее зависит от набивке по мачте и гику и расположения трапеционных шкотиков. Даже если вы пользуетесь плавником, который на 4 см больше или меньше рекомендованной длины, он все равно не при чем.
Спинауты происходят не из-за бокового давления в плавник, хотя многие думают так. Они возникают только тогда, когда в плавник попадает воздух ( например в чопе). Но более вероятно, что спинаут становится результатом следующего:
  • Трапеционные шкотики сильно сдвинуты вперед. При таком положении давление в шарнир уменьшается, парус открыт, нос доски поднимается, туда соответственно попадает воздух, встречается с плавником и происходит спинаут. Поэтому, для грамотного давления в шарнир и закрытия паруса, шкотики нужно выставлять правильно! Это значительно уменьшит ваши шансы на спинаут, и кататься так гораздо удобнее!
  • Недостаточная набивка по гику. При этой оплошности сильно перегружается задняя рука, вследствие чего на порывах происходит открытие паруса и возникает подъемная сила, подбрасывающая доску над водой. И тут мы получаем тот же эффект, как в первом пункте.
  • Недостаточная набивка по мачте. Вызывает также перегруз задней руки и, как следствие, открытие паруса на порывах. А дальше схема та же.
Вот и причина спинаутов – открытый парус при заходе на фордак! И плавник тут вовсе не при чем.
Итак, делаем вывод: большие плавники больше подойдут для выхода на раннее глиссирование, а в чопе лучше использовать маленькие. Но сначала задумайтесь – действительно ли вы достигли того уровня, когда плавник очень важен?! Возможно для начала лучше акцентироваться на других вещах.
И во всём этом мы вам, конечно же, поможем в нашей школе виндсерфинга Magic Wind!
Статья основана на материалах из статьи Гая Крибба.