Интересное

Всё о положении шарнира. Часть 1

В следующих статьях мы раскроем некоторые секреты положения шарнира – маленькая, но очень важная деталь при настройке оборудования. Профессионалы ощущают разницу в поведении доски при сдвиге шарнира на несколько миллиметров, ну а несколько сантиметров уже существенно влияют на ваше катание.
В первой части мы расскажем как располагать шарнир в зависимости от ваших задач и уровня катания. Вторая часть затронет ветровые условия и особенности оборудования.

 Основные характеристики поведения доски в виндсерфинге, это:
— Скорость и маневренность (сдвигаем шарнир назад);
— Контроль (сдвигаем шарнир вперед).
Плюсом маневренности является неповторимое ощущения глиссирования на плавнике во фрирайде и слаломе. Во фристайле – быстрое отрывание доски от воды, на вейве – резкие повороты на волне.
Минусом здесь будет взлетание доски носом вверх, особенно если у вас еще есть проблемы с излишним давлением на заднюю ногу.
Плюсом контроля – плавные повороты, например при фордаке. А также мягкое поведение доски за счет разрезание воды, а не прыгания по поверхности.
Но эти моменты давно уже всем известны и вы, скорее всего, уже слышали о них. Положение шарнира же может дать нам гораздо больше, чем только вышеназванные детали. Назовем еще три эффекта, которые мы можем достигнуть за счет сдвига шарнира:

1. Стабильность направления – движение доски по прямой линии. Здесь мы располагаем шарнир больше впереди.
Тут работает утверждение, что сдвинув шарнир больше вперед мы раньше заглиссируем. И это работает, особенно для тех, кто учится стабильно глиссировать. Причина здесь в том, что для новичков гораздо проще выйти на глиссер, когда доска долго и стабильно идет по прямой, а на рыскает носом туда обратно и не выскакивает из под ног.
Когда шарнир сдвинут назад и стабильность направления меньше, то у нас будет больше шансов улететь в катапульту, которая происходит из-за резкого изменения скорости и направления доски. Как правило, катапульта происходит от потери контроля над парусом, но, с технической точки зрения – это резкое изменение направление доски, которое вызывает падение.
В итоге, чем меньше у вас опыта, тем больше вам необходима стабильность направления, соответственно, двигаем шарнир вперед!

2. Высота гика. Да, она тоже меняется при изменении положения шарнира! Представим: мы зафиксированы на доске, например находимся в петлях. Гик находится под наклоном – от мачты до шкотового угла. Сдвигая шарнир вперед, появится ощущение, что гик стал ниже.
Низкое положение гика увеличивает контроль, так как ваш центр тяжести опускается ниже и противовес парусу становится больше. Также такое положение гика автоматически увеличивает давление на борт и на переднюю ногу, что помогает доске разрезать чоп (однако, при этом снижается скорость). Также, когда мы давим на наветренный борт – доска кренится и ветру проще прижать ее к воде. Этим самым мы также увеличиваем контроль и предотвращаем катапульту, которая может случиться, когда ветер задувает под доску и выкидывает нас.
Таким образом, сдвигая шарнир вперед, мы уменьшаем высоту гика, увеличивая контроль, особенно в передозном ветре и чопе. Но не забывайте, что более низкий гик увеличивает время выхода на глиссер.
Здесь может возникнуть вопрос, мы получили два противоречивых факта: с одной стороны, сдвиг шарнира вперед дает нам большую стабильность направления, и, как результат, быстрый выход на глиссер. С другой же стороны, гик оказывается ниже и увеличивает время выхода на глиссирование.
Поэтому! Важно! Когда вы сдвигаете шарнир вперед, имеет смысл поднять гик выше для того, чтобы раньше выйти на глиссер!
Если же ваш приоритет – больший контроль, нежели раннее глиссироване, то оставьте гик на месте. Более низкий гик принесет вам больший результат.

3. Наклон паруса. Угол, при котором парус отклоняется назад (нижняя шкаторина подходит ближе к корме). Когда мы двигаем шарнир вперед – парус сильнее наклоняется назад. Сдвигая шарнир назад, мы делаем парус более вертикальным.
Когда парус больше наклонен назад, мы получаем меньше давления на шарнир. Вертикальный же парус, и большее давление на шарнир помогает нам выйти на глиссер.
Более того, чем больше угол любого крыла (парус, крыло птицы, плавник, бумажный самолет), тем меньше в нем тяги и силы. То есть, увеличиваем наклон паруса назад – уменьшаем силу в нем. На старых длинных досках длина погона была 60см, и, сдвигая шарнир сильно вперед, почувствовать передоз было просто невозможно! С помощью этого виндсерферы достигали огромный ветровой диапазон для парусов и досок.
Соответственно, сдвинутый назад шарнир и более вертикальная мачта дает нам больше тяги и силы в парусе. Раннее глиссирование с более вертикальной мачтой получается лучше. Поэтому, продвинутые виндсерферы, которым стабильность направление уже не так нужна для контроля, двигают шарнир больше назад для увеличения тяги в парусе, раннего глиссирования и маневренности. Но, это не относится к виндсерферам среднего уровня, когда стабильность направления все еще является ключевым фактором!

По этим причинам, мы не можем однозначно сказать, что сдвинув шарнир вперед вы улучшите раннее глиссирование…
Чтобы немного облегчить вам жизнь, обратимся к таблице ниже, показывающей куда вам нужно сдвинуть шарнир на следующей каталке! (измерения относительно центра погона).

Надеемся, эта статья немного помогла вам! Во второй части будет более подробно рассказано о том, как влияют особенности строения досок и погодные условия на положение шарнира. И также почему погон имеет длину в 16см, в то время как даже 6см уже дают огромную разницу! Продолжение следует…
Статья основана на материалах из статьи Гая Крибба.