В прошлой статье было рассказано о положении шарнира в зависимости от уровня катания. В этот раз мы рассмотрим другие факторы, а также охватим более широкий диапазон сдвига шарнира. Водные условия играют большую роль при определении положения шарнира. В битом чопе стоит сдвигать шарнир вперед, а на плоской воде – назад. Этот фактор, пожалуй, играет наиболее важную роль, и именно поэтому погон доски делается таким длинным (16см). В предыдущей статье все наши движения шарнира ограничивались диапазоном в примерно 6см. Давайте взглянем на эту таблицу ещё раз:
А теперь добавим к этой таблице фактор состояния воды и будем считать точкой отсчёта:
При плоской воде начинаем данные измерения, сдвигаясь на 3см назад с середины погона
В нормальной воде, точка отсчета – середина погона
На битом чопе двигаемся на 3см вперед от середины*
* Нормальной водой считается открытая акватория с мягким чопом, возникающим от ветра, а не от течения, волны, или других сил. Битый чоп – сильный чоп, куда врезается доска, возникающий при очень сильном ветре, волне, ветре против волны и тд. Если погода не измениться, то, изначально установив шарнир в удобное вам положение, вы комфортно прокатаетесь целый день. Поэтому, учитесь оценивать состояние воды до выхода в море, чтобы не выходить на сушу по нескольку раз для настройки оборудования. Также очень важен ваш стиль катания:
В слаломе двигаем шарнир больше назад, меньше контроля, но зато максимум скорости и полета над водой;
На вейв райдинге двигаем шарнир вперед для более плавных поворотов с волны, и чем жёсче условия и больше волны, тем сильнее сдвигаем вперед;
Во фристайле больше назад для хорошего отрыва доски от воды;
При катании в прибойной каше, поставьте шарнир назад для резких маневренных поворотов. Но, если волна поднимается, то снова двигаем вперед, чтобы сохранять скорость между поворотами.
Также важно строение доски, на которой вы катаетесь. А именно её рокер, придающей доске форму, напоминающую банан. Корма у доски плоская, а рокер-загиб начинается примерно между передними петлями и погоном. И идёт до носа. Именно по этой причине, даже небольшие изменения в положении шарнира так влияют на поведения доски. Как раз там, где расположен погон плоская линия доски переходит в изогнутую. И, когда мы двигаем шарнир, то мы в большей или меньшей степени прижимаем изогнутую часть доски к воде. Эта изогнутая часть больше тормозит об воду и дает сопротивление, а плоская, наоборот, — скорость. Поэтому эти изменения так отражаются на поведении доски. Все доски имеют разный рокер, поэтому просто взять линейку и таблицу не достаточно для достижения комфортного катания. Используйте эту таблицу как отправную точку, а дальше, экспериментируйте с вашим оборудованием, ища ваше положение шарнира, для вашей доски, стиля и условий, в которых вы катаетесь. В итоге двух статей о положении шарнира, при выходе на воду:
Оцените состояние воды: битая, нормальная, плоская? От этого вы возьмете точку отсчета по погону (сзади, посередине, спереди).
Пользуясь таблицей и зная точку отсчета, установите шарнир в зависимости от вашего уровня катания.
При изменении погодных условий, изменяйте положение шарнира. При передозе сдвигаем шарнир больше вперед. Вероятно, что после этого вам даже не придется по-другому настраивать парус! Пробуйте!
И, конечно же, пишите и приезжайте к нам! Мы будем рады ответить на любые ваши вопросы по матчасти и технике катания! Статья основана на материалах из статьи Гая Крибба.